публикации

Токарев Вадим. Публикации.


ГРАЖДАНИН РЕСПУБЛИКИ САМОТЁКА

бортовой журнал авиакомпании «АЭРОФЛОТ» №3, 2003


Аэрофлот

На обложке мартовского номера нашего журнала — фрагмент картины Вадима Токарева.

Это картина-исследование московской жизни, своеобразное видение ее неординарным живописцем. Его творческий путь начинался в веселой компании художников, провозгласивших в начале 90-х прошлого века в центре Москвы Независимую республику Самотёку, территория которой ограничена одноименной исторической частью города. Они с увлечением занимались законотворчеством, печатали собственные деньги — Самотеченские пупоны с гербом — двуглавым тараканом, проводили художественные акции и выставки — поначалу квартирные, а потом и такие, как акция-фестиваль «Марш шнурков» в ЦДХ. В творческом союзе с графиком Юрием Непахаревым — Вадим стал призером художественной акции «Нью-йоркская водка в судьбах русских художников». Приз за «Тонкий славянский юмор» — 8 ящиков нью-йоркской водки — попал на столы Самотёченской республики.

Такое вот — слегка хулиганское настроение ничуть не мешает Вадиму быть одновременно и серьезным художником-исследователем, разработавшим собственный метод постижения действительности. Какова же суть его творческого метода?

Взяв за основу какой-нибудь персонаж или событие, художник, прежде всего, пытается объяснить его самому себе, проникнуть в суть явления. Выбранный предмет он внимательно рассматривает с самых разных точек зрения, порой абсолютно противоположных, даже абсурдных, но обязательно объединенных внутренней логикой. Так, например, его размышления по поводу раздела Российского флота «вылились» в полотно, на котором корабли, прославлявшие страну на протяжении трех веков, сходятся по Москве-реке к Кремлю.

Посетители выставок обычно надолго задерживаются у работ Вадима Токарева, стараясь постигнуть его замысел. Человек, не разбирающийся в тонкостях живописной «кухни», рассматривая их улыбается, узнавая знакомые типажи. Другие же «с серьезным видом знатока», углубляются в исследование темы, забыв о времени, полностью погрузившись в материал. Третьих поражает фактурность его полотен, и им очень хочется понять, как автор этого добивается.

В этом плане особенно показательны его натюрморты: вот, например, обаятельные и живописные поганки облюбовали стол для утренней трапезы. Здесь Вадиму, как говорится, удалось совместить несовместимое: веревки, нитки, опилки, иногда даже сухофрукты с манной крупой, используемые им в работе над фактурой, не разрушают плоскость, а, наоборот, создают невиданную трехмерную светящуюся живописную ткань. Шутя, он называет такую технику «Холст. Масло. Куриный помет».

Столь радикальный выбор материалов ничуть не мешает его работам выглядеть произведениями классического искусства.

Картины легко узнаются по своеобразному языку, преображающему черно-белую московскую действительность в яркий живописный карнавал.

Аэрофлот

вернуться наверх


« САМОТЁКА — РЕКА ИСКУССТВ.

РЕСПУБЛИКА ХУДОЖНИКОВ »

бортовой журнал авиакомпании «Сибирь» (s7 airlines) №6, 2006


Сибирь, s7 airlines

Пустить на самотёк – в хорошем смысле – значит оставить все на волю Божью, усмотрение природных явлений и законов земной физики. И это правильно течь «само собой» гораздо естественнее, экологичнее и полезнее для общего человеческого самочувствия.

Само слово «само» вселяет в нас уверенность в то, что все как-то само собой выправится, устаканится и образуется без нашего участия и излишнего вмешательства: «Самовар» сам все сварит, «самолет» сам, куда надо слетает, «самодур» сам себя уже наказал… Шутка. И наша жизнь в чем-то самотёчна: сердце, например, «самостучно», а глаза «самовидны», руки «самодельны»…. Жизнь, само собой, прекрасна!

Кстати, многие географические и научные открытия получались именно оттого, что их пускали на самотек — первооткрыватели часто плыли самотёкой вниз по течению рек и открывали благодатные земли, которые называли райскими. В Москве есть самый настоящий «самотёчный» район между Садовым кольцом и Суворовской площадью. Благодатный край в пойме реки Самотёки — заливные луга, лесистые склоны холмов, пруды-озера полные рыбы… Это цитата из истории — XVII — XVIII век.

Сейчас это престижный современный московский квартал за знаменитым Театром Кукол Образцова — самотечные дома и домики стекают по узким самотечным улочкам к широкой самотечной площади под самотечной эстакадой. Речка Самотёка сто лет назад отправлена в подземную трубу, чтобы не мешать потокам автомобилей, стремящимся к центру российской столицы. Пьянящий воздух московской Самотёки рождает желание творить — сочинять стихи, писать картины, снимать кино. Трудно найти место лучше для занятия творчеством, чем здесь.

В 1991 году несколько московских художников решили создать на Самотёке свою художественную территорию — небольшое государство в государстве, наподобие княжества Монако, Андорры и прочих Люксембургов. Придумали оригинальный герб, сшили многоцветный флаг, написали лаконичную конституцию по всем правилам демократии и человеческой справедливости. Собрали единомышленников, вручили паспорта и стали самыми настоящими гражданами «Самотёчного государства» посреди огромной Москвы.

Центром Самотёчной республики была большая художественная мастерская, открытая для всех желающих приобщиться к качественному авангардному искусству. Десятки посетителей ежедневно посещали выставки картин, перформансы и музыкальные концерты, проходившие в стенах огромной квартиры на Самотёке. Автобусы с иностранными туристами еле протискивались в узкие улочки, загораживая проезд и создавая знаменитые самотечные пробки. Мастерская постепенно превращалась в настоящий центр современного искусства, приобретала характерные черты сплоченного объединения творческих людей, ищущих новые формы, подвижных и, несомненно, очень талантливых. Планы на будущее были грандиозными.

Самотечинские художники участвовали в многочисленных выставках и в России и за ее рубежами. За границей самотечинцы перенимали опыт художественных районов Нью-Йорка, Лондона, Барселоны. Удивляли иностранных коллег по кисти и резцу яркими и интересными образами, пропагандировали культурные и бытовые традиции родной страны, сеяли «разумное, доброе, вечное». В планах было создание большого, емкого, живого арт-пространства в необъятном московском мегаполисе, наподобие хрестоматийных Сохо или Монмартра. Но, в отличие от последних, Самотёка должна была стать более живой и яркой. Многообразие форм, мнений, течений, характеров, устремлений на почве широкой русской души должны были создать неповторимую творческую атмосферу, способную рождать новые и прогрессивные художественные «…измы».

Но реальность внесла в жизнь самотеченцев свои коррективы. Такое часто случается в современной Москве. Однажды на Самотеку приехала строительная техника — самосвалы, стенобитные орудия и традиционные в борьбе с современным искусством знаменитые бульдозеры. Без них никак. Двери культурного центра были взломаны и решительные люди в оранжево-кислотных касках с надписью «СМУ» начали выбрасывать картины художников из окон мастерской прямо в весенний снег. Стенобитные машины ломали все, что попадалось под их непримиримый чугунный кулак — стены, перекрытия, лестничные марши превращались в пыль…. На месте культурного центра Самотёка местные власти запланировали построить очередной новый дом в гонконговско-московском стиле — без лица и души, но с дорогими квартирами.

Боевая акция по сносу Республики Самотека напоминала падение образованного Рима под натиском невоспитанных варваров или сцены восстания машин из «Терминатора-1». Самотёчные музы обиделись и замолчали. Но жизнь не стоит на месте. Неистовая энергия республики Самотёка, ее жажда жить, стремление творить, думать и тонко чувствовать заставили художников снова взяться за кисти и карандаши. Уже через месяц с успехом прошла очередная выставка. Место встречи теперь назначали в Интернете — там места хватило на всех.

На samatek.narod.ru перекочевали экспозиции и встречи единомышленников. Здесь разместились и картины, и рисунки, и скульптурные объекты, и литературные опыты, и философские труды самотечинских изгнанников. Именно Интернет позволил наиболее полно увидеть все многообразие стилей и направлений Самотёки. Здесь и живопись, и графика, и театральное искусство, и литература, и даже анимация.

Особенно интересны работы основоположников движения «Самотёка» Юрия Непахарева и Вадима Токарева. В их творчестве не просто чистое визуальное искусство — уверенные линии, правильное построение перспективы и освоение пространства холста, но и оригинальное мышление, истинный артистизм, искрометный юмор. Картины, объекты и рисунки самотеченцев интересно рассматривать, следить за персонажами, угадывать тонкий смысл изображений.

Творчество художников легко воспринимается и понятно абсолютно любому человеку — на картинах нет агрессии, свойственной многим произведениям современного искусства. Наоборот, в них добрый и душевный диалог с современником. Можно уверенно говорить о том, что в творчестве художников Самотёки выработан и доведен до совершенства новый язык общения со зрителем.

Из случайно проходящего человека зритель, видя картины современных художников, превращается в откровенного собеседника, настоящего друга. Понятность и достоверность произведений искусства позволяет назвать эти работы народно-историческими. Близость к народу, к его корням, традициям и идеям сочетаются в художественных образах с интересными опытами по истории, философии, социологии и даже анатомической географии.

Наблюдая творческое течение Самотёка, мы понимаем, что настоящие художники по своей природе «самотечны», как говорил поэт Велимир Хлебников — «самовиты». Они легко справляются с жизненными трудностями, подобно речному потоку огибают мелкие неприятности на своем пути. Это истинное предназначение любой творческой личности — служить великим идеалам искусства несмотря ни на что. Недаром слову «Самотека» родственно созвучны такие слова и понятия, как: самосознание, самовыражение и самообладание.

Вот такая она — Самотёка. Можете убедиться сами!

Вадим Токарев, журнал Сибирь
Вадим Токарев, журнал Сибирь
Вадим Токарев, журнал Сибирь

вернуться наверх


«Выставка-акция в московском Президент – отеле»

Газета «Moscow Time»


…Представлены на выставке и работы нынешних последователей соцарта. Одна из них – «Индульгенция на прошлогодний снег» художников с Самотеки Юрия Непахарева и Вадима Токарева, недавно эпатировавших Москву своим «Маршем шнурков», – и дала название всему собранию.

А еще неутомимая «самотечная» компания затеяла здесь очередную акцию – «Коктейль «Козолуп» в Президент- отеле». Поскольку выставка организована силами трех стран – России, Германии и Грузии, – решено в знак дружбы смешать жидкость из Щемиловского пруда, что на Самотеке, с дистиллированной водой из Рейна и грузинским «Боржоми» и вылить сей коктейль в местный фонтан…

Президент-отель
Президент-отель
газета Куранты

вернуться наверх


«Большевизм в СРАКе, или Чем пупоны выгоднее рублей.»

газета «Куранты»


Центральный дом художника. Москва 1994 год.
На карте этого государства вы не найдете. Хотя название солидное — Самотечная республика атамана Козолупа, сокращенно — СРАК.

Своей историей «республика» обязана фантазии веселой компании художников в составе: Юрий Непахарев, он же Юрай Хипов, Сергей Корелин, Вадим Токарев. Это они «сотворили» выходца из китайского монастыря, основавшего «Самотеку» аж в девятом веке на берегах Щемиловского пруда.. Это благодаря им хроники государства пестрят именами Василия Шуйского, польского короля Сигизмунда и лихого борца с большевизмом атамана Козолупа. Но доля истины в вымысле есть.

Мастерская выдумщиков действительно находится на Самотеке. Громкие акции типа участия в конкурсе на лучшую рекламу водки или открытия музея СРАКа они проводят с девяносто первого года. И суверенной свою «республику» числят именно с этой поры.

Новую акцию-фестиваль компания назвала «Марш шнурков». Уверяют, что по многозначности слово «шнурок» превосходит все другие. Это не только привычный атрибут нашего гардероба. Общеизвестны «шнурки в стакане», то бишь «родители дома», и человек на побегушках, и даже батон колбасы. Однако граждане суверенной «Самотеки» предлагают и собственные трактовки.

На выставке, которая пройдет в Центральном Доме художника с 12 по 17 апреля, можно будет полюбоваться «шнурком «Битлз» — красно-белым шарфом (именно таким знаменитая четверка обвязалась на одной из фотографий), «шнурком Менделеева», которым удобно вытаскивать пробки из бутылок, «шнурками» висельника, пролетария и прочих. Заодно вас познакомят с историей СРАКа и даже предложат на обмен местную валюту — пупоны, симпатичные бумажки, на которых нарисованы цифры от единицы до девятки с предупреждением: «Ненужное зачеркнуть!» Еще покажут знамя «Самотеки» — серо-буро-малиновое полотнище с гербом в виде двуглавого таракана.

А на закрытии фестиваля представят пьесу Юрая Хипова «Дядя Леня» и лирические песни в исполнении Алексея Дидурова и группы «НИИ косметики» музыканта Доктора Мефодия.

Центральный Дом Художника

вернуться наверх

Добавить комментарий